Ресурсы сайта (1449 работ)
Профессионально — квалификационная модель менеджера-провизора.
С сокращением производственных функций аптечных предприятий и, соответственно,
рецептов на изготовление лекарств, работа провизоров и фармацевтов практически сводится к
отпуску готовых лекарственных средств и других товаров медицинского назначения, что простым
обывателем воспринимается как обычная торговля. Однако развитие фармацевтического рынка
фактически обусловливает не сокращение сферы деятельности специалиста с фармацевтическим
образованием, а расширение необходимых фармацевтических услуг. Тем более, что содержание
современной подготовки провизора дает ему фундаментальные знания, использование которых
возможно в разносторонней деятельности. В частности, это значительный объем традиционной
химической подготовки, изучение медико-биологических дисциплин (физиологии с основами
биологии, патологии, фармакологии, фармакотерапии, фармакокинетики, клинической фармации),
аптечной и заводской технологии, фармакогнозии и ботаники. Достаточно обширны современные
экономические знания выпускников по организации и экономике фармации (нормативно-правовой
базы функционирования аптечных предприятий и фармацевтических форм, требований к общей
организации их работы и отпуску лекарственных средств, соблюдение фармацевтического
порядка, финансово-экономической деятельности, бухгалтерского учета и аудита, экономике
предприятий малого бизнеса и др.). Изучение менеджмента и маркетинга в фармации позволяет
сегодняшним провизорам ориентироваться в проблемах управления организацией, обоснования
типа её организационной структуры, стратегии фирмы, разработки бизнес-плана, организации
предпринимательства в фармации, осуществлении маркетинговых исследований, реализации
комплекса маркетинга в практической деятельности, основ внешнеэкономической деятельности и
международного маркетинга и др.
Требования к профессиональной компетенции менеджера
Знания. Умения. Навыки
Менеджеры должны обладать определенными знаниями, навыками, личными качествами,
соблюдать определенные этические нормы. Современный менеджер во всем мире воспринимается
как инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера. А для этого
менеджер должен знать: теорию и практику современного менеджмента; формы и методы
мотивации целенаправленного поведения людей в системе менеджмента; современные парадигмы
мотивационного управления; системный подход к проектированию; методы комплексного анализа
результатов работы; действующее законодательство и основы правового регулирования
менеджмента в различных отраслях.
Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление, уметь
разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, и взаимодействии последних с внешней средой.
Он должен обладать высокими человеческими качествами и быть хорошим психологом, уметь
пойти на разумный и взвешенный риск, осуществлять проектирование, разрабатывать,
корректировать и реализовывать план, уметь прогнозировать.
Менеджеру необходимо иметь такие личные качества, как:
• тягу к знаниям, профессионализм и творческий подход к работе;
• упорство, уверенность в себе и преданность делу;
• нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность
генерировать идеи;
• способность влиять на людей;
• коммуникабельность и чувство успеха;
• эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;
• открытость, гибкость, приспособляемость к происходящим изменениям;
• ситуационное лидерство в корпоративных структурах;
• внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;
• энергичность и жизнестойкость;
• склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;
• ответственность за работу и принятые решения;
• потребность работать в коллективе и с коллективом.
Наряду с этим менеджеры должны обладать такими специфическими качествами, как:
• способность эффективно управлять собой и своим временем; способность устанавливать
свои личные ценности;
• способность четко определять цели выполняемой работы и собственные цели;
• способность к саморазвитию;
• способность решать проблемы быстро и эффективно;
• способность к риску;
• изобретательность и гибкое реагирование на изменение ситуации;
• влияние без прямого давления на окружающих;
• умелое использование людских ресурсов;
• способность освоения новых подходов в отношении своих подчиненных;
• умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических
навыков;
• умение создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться
изобретательными и результативными в работе.
На эффективность управления могут влиять:
• способность управлять собой;
• разумная система личных ценностей;
• четкие личные цели;
• стремление к постоянному личному росту;
• навыки и упорство в решении проблем;
• изобретательность и способность к инновациям;
• высокая способность влиять на окружающих;
• знание современных управленческих подходов;
• способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
• умение обучать и развивать подчиненных.
Ограничениями в развитии личности менеджера могут стать: неумение управлять собой;
размытые личные ценности и смутные личные цели; неспособность к саморазвитию;
недостаточные навыки решения проблем и отсутствие творческого подхода; недостаточное
понимание особенностей процессов управления; слабые навыки управления людьми и ресурсами;
низкая способность формировать и обучать коллектив.
Таким образом, можно выделить такие знания и навыки менеджера:
1. В условиях стрессов, давления обстоятельств и неопределенности ситуаций умелый
менеджер должен эффективно управлять собой и своим временем. Проблем становится все
больше, они все сложнее, а средства их решения зачастую ограничены. В этих условиях
способность решать проблемы быстро и результативно становится все более важной частью
управленческих навыков.
2. Дискредитация традиционных ценностей приводит к серьезному «расстройству» личных
убеждений и ценностей, поэтому от современных менеджеров требуется способность установить
свои личные ценности.
3. При широкой возможности выбора менеджеру необходимо четко определить как цели
выполняемой коллективом работы, так и собственные цели.
4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения,
требующиеся современному руководителю, поэтому каждый менеджер должен сам стремиться к
личностному росту и развитию.
5. Необходимо выдвижение новых идей и приспосабливание к быстро меняющимся
ситуациям, следовательно, руководители должны быть изобретательны и гибко реагировать на
изменения ситуации.
6. Традиционные иерархические отношения осложняются. Поэтому необходимы иные
навыки влияния на окружающих, а не прямые приказы.
7. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не
отвечают потребностям настоящего и будущего; нужны новые, более современные
управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих
подчиненных.
8. Большие затраты и проблемы связаны с использованием труда наемных работников,
поэтому от каждого руководителя требуется более умелое, чем прежде, распоряжение людскими
ресурсами.
9. В связи с возрастающими масштабами изменений в экономике менеджерам необходимы
высокая степень самообучаемости и умение помочь другим в быстром изучении новых методов и
освоении практических навыков.
10. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких
людей, совместно принимающих и проводящих в жизнь управленческие решения, поэтому
менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться
изобретательными и результативными в работе.
Итак, главными качествами современного эффективного менеджера являются: высокий
профессионализм, умение поддерживать новшество и поощрять совершенствование; поощрять
персонал к откровенности и проведению эффективных групповых дискуссий; поощрять персонал
за хорошую работу и критиковать тогда, когда это действительно необходимо; оказать помощь
подчиненным, когда они в этом нуждаются; умение придерживаться своей принципиальной линии
даже в кризисных ситуациях, не бросаясь в крайности; способность не переносить дела, а решать
их в порядке важности, устанавливая для себя жесткие нормы времени; неукоснительное
соблюдение правил, принятых в системе; оперативность в принятии обоснованных решений, в том
числе в ситуациях, связанных с риском.