Ресурсы сайта (1449 работ)
Рациональный фармацевтический менеджмент.
Современная научно-техническая революция не только создала новые товары, услуги и
технологии, но и во многом преобразовала социально-экономическую жизнь общества. Речь идет
о следующем.
Во-первых, коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде тот
воспринимался лишь как один из его факторов наряду с машинами и оборудованием; сегодня же
превратился в основной стратегический ресурс организации.
Люди теперь рассматриваются не как «винтики», а как главное достояние компании в
конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способностью к творчеству,
которая сейчас становится решающим условием успеха любой деятельности.
Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а
инвестициями в «человеческий капитал». Их объектами являются организация медицинского
обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание условий творчества; развитие личных
способностей и проч. Наступает эра человеческого измерения экономики.
Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности, появление
гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и
окружающую среду. В связи с этим в 60-х гг. XX столетия сформировалась концепция социальной
ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы
через прибыль и участие в решении широкого спектра социальных проблем.
До 30-х гг. XX в. считалось, что руководство фирмы вправе принимать во внимание только
собственные интересы, что оправдывало его стремление к максимизации доходов. Затем под
давлением профсоюзов менеджмент стал заниматься проблемами своих работников: вопросами
заработной платы, условиями труда, пенсионным обеспечением, социальными выплатами.
В современное понятие социальной ответственности входят:
• ориентация фирмы на перспективные социальные интересы;
• возмещение общественных издержек (например, экологических);
• оптимизация перспективной прибыли;
• сохранение капитала фирмы как элемента богатства нации.
Таким образом, менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое
развитие не только фирмы, но и общества в целом.
Выделяются следующие виды социальной ответственности:
экономическая, заключающаяся в максимизации доходов (а следовательно, и
налогов, поступающих в бюджет), предоставлении обществу по разумным ценам
товаров и услуг и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест;
правовая, выражающаяся в соблюдении фирмой юридических обязательств в сфере
экономики;
этическая, проявляющаяся в достойном поведении компании, следовании ею более
жестким стандартам, чем общепринятые.
В-третьих, резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во всех сферах
социально-экономической жизни.
В-четвертых, стали набирать скорость процессы глобализации, обостряться
общечеловеческие проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая и проч.).
В-пятых, в развитых странах произошел переход от индустриальной к
постиндустриальной, а сегодня и к информационной экономике, основанной на компьютерных
технологиях.
В результате в 1980-х гг. проявилась ограниченность традиционного «рационального
менеджмента», считавшего фирму закрытой системой с заданными стабильны ми целями,
глубокой специализацией, централизацией управления, ориентацией и упорядоченность и четкую
регламентированность деятельности, обеспечение ее устойчивости с помощью методов жесткого
планирования, администрирования контроля и т. п.
Это потребовало смены управленческой парадигмы (греч. paradeigma — приме[ образец),
т. е. базовой концептуальной модели, объединяющей целостный комплекс идей, принципов,
подходов к осуществлению управленческой деятельное™ принятой в качестве образца для
определенного периода.
Суть перехода к новой парадигме, основывающейся на системном и ситуацией ном
подходе к управлению, состоит в следующем.
8
Во-первых, фирма рассматривается как открытая система, главные предпосылки успеха
которой находятся в ее окружении. В связи с этим первостепенной зад; чей менеджмента является
адекватное реагирование на различные внешние события. Успех такого реагирования
обеспечивается на основе:
• ориентировки на предвидение в деле принятия решений;
• интеграции всех функций и сторон деятельности фирмы;
• учета интересов собственников, деловых партнеров, персонала, управленцев местных
властей.
Во-вторых, главное внимание уделяется человеческим ресурсам — их творчеств)!
предприимчивости, максимальной автономии работника, что позволяет организации обеспечивать
гибкость и адаптивность.
В-третьих, все более наглядно проявляется тенденция к максимально возможному
равноправию субъектов управленческого процесса, на смену централизации (управление по
вертикали) приходит отказ от принципов иерархии — децентрализация, предоставляющая
большие права низовым уровням (управление по горизонтали на основе взаимной координации
участников).
В-четвертых, безразличное или негативное отношение к своим обязанностям, пассивность,
отчужденность, порожденные тяжелыми условиями труда, бесправием работников, сменяются
заинтересованностью, приобщением к делам организации, стремлением проявить себя.
В-пятых, ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности
технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение
конкретного результата, необходимого потребителю (повышение качества, экономия у него
расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход oт производственного к
маркетинговому подходу к управлению.
В-шестых, меняется характер внутренних взаимоотношений в организации.
Агрессивность, конфронтация, конкуренция постепенно уступают место спокойствию, поиску
компромиссов, консенсуса, сотрудничеству.
В-седьмых, другим становится подход к разработке и реализации управленческих
решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции, единовластие, конформизм, слепая
исполнительность, неприятие риска постепенно сменяются устремленностью в будущее,
поощрением творчества, в том числе и коллективного, допущением разумного риска.
В-восьмых, акцент на материальные и организационные факторы деятельности как основу
успеха сменяется вниманием к персоналу, способному решать сложные научно-технические
задачи.
В-девятых, прежний упор на количественные результаты постепенно дополняется
стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности организации.
В-десятых, происходит переход от управления в условиях массового производства и
спокойной конкуренции к управлению индивидуализированной деятельностью при остром
соперничестве.
Но прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается. Ее элементы
используются в экстремальных ситуациях, когда требуются быстрая концентрация ресурсов на
ключевых направлениях и оперативная координация деятельности.
Особенностями современного российского управления являются высокий
интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного
управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится
еще в состоянии количественного роста и качественные результаты его пока мало интересуют.