Ресурсы сайта (1449 работ)
Типы и виды менеджмента.
Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные
задачи:
• тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее
элементов);
• стратегическая (развитие и перевод ее в качественно новое состояние). Эти задачи
решаются в рамках трех видов менеджмента:
• общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение
организационных вопросов, контроль);
• линейного (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений);
• функционального (управление решением общефирменных задач, планирование, научные
исследования и проч.).
В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность,
выделяют текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.
Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках
допустимых отклонений в реальном масштабе времени.
Опережающий (перспективный) менеджмент связан с прогнозированием, планированием и
реализацией нововведений с учетом риска.
Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление негативных
последствий принятых в прошлом решений.
Организационный менеджмент управляет процессами создания организации,
формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработки норм,
регламентов, правил, инструкций и проч.
12
Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной
деятельности предприятия (в соответствии с технологией) путем ее направления в нужное русло,
координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно понимать в
широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме).
Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии,
планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и
технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль,
руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т. п.
Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных
договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих
изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.
Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, координацию и
контроль научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов товаров и
услуг, внедрение их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной
деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.
Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день
сферой хозяйственной деятельности организации — поведением фирмы на рынке. С его помощью
осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор
целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т. п.
Персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, развития,
повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования;
отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий
труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров
и конфликтов.
Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового
плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля
инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами
финансового менеджмента являются налоговый, который ищет законные способы оптимизации
величины уплачиваемых организацией налогов, а также риск-менеджмент.
Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе
организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности
других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и
обеспечения полного использования имеющегося потенциала.
В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем
процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной
ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и
проч., позволяющих более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент
знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно
обмениваются информацией и есть все возможности для ее эффективного осмысления и усвоения.