Ресурсы сайта (1449 работ)
Типы менеджмента в зависимости от форм собственности.
Принципы менеджмента и особенности организации учитываются при выборе методов
управления ею. Они могут разрабатываться научным путем или отражать опыт и сложившуюся
практику.
По содержанию методы бывают организационными, административными, правовыми,
экономическими и социально-психологическими.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия
функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.
Речь идет о методах формирования трудовых коллективов и управленческих структур, их
ориентации во времени и пространстве; нормирования деятельности, ее регламентации и проч.
В организациях государственной и муниципальной форм собственности часто
применяются административные методы управления.
С помощью административных методов происходит активное вмешательство в
деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо
путем создания возможности такого принуждения.
Административные методы используются при управлении решением простых стандартных
задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют
ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на
руководителя.
Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако
осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к
администрации, дисциплинированность и т. п.
Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они
ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют
исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда необходимо развивать
творческий подход к делу, постоянное стремление к новому, такие методы себя изживают.
Успешному решению производственных задач в большей мере способствуют
экономические методы управления. Такие методы управления часто применяют в организациях
частного сектора экономики.
Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного
поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты.
Такие методы начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.
Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение
заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных
вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в
максимизации реального результата своей деятельности.
Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к
работникам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый
главный стимул работы.
Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления,
сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия. Они предполагают два направления воздействия на
поведение работников и повышение их трудовой активности.
Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе,
развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им
поддержки.
Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их
совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности.
В современном цивилизованном обществе все более широко применяются правовые
методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется
посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила
самостоятельных действий.