Ресурсы сайта (1449 работ)
Управление конфликтами в коллективе.
В жизни работников организации могут возникать конфликты: производственные,
политические, национальные, социальные, семейные. Конфликт (от лат. conflictus —
столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых интересов. Конфликт — это
элемент человеческой деятельности и существования. Причины конфликтов бывают объективные
и субъективные: различия в целях, ограниченность ресурсов; различия в восприятии ценностей. В
мире бизнеса конфликты проявляются очень ярко. Существуют конфликты между фирмами,
организациями, ассоциациями, в рамках одной организации. Эти конфликты называют
организационными, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия.
Конфликты выполняют не только отрицательную, но и положительную роль. Они
«встряхивают» коллектив, спасают организацию от «загнивания», приводят либо к
конструктивным последствиям, либо к деструктивным (развалу коллектива). Таким образом,
конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные — с позитивным
знаком и деструктивные — с негативным знаком.
Психологи выделяют четыре основных вида конфликтов:
• внутриличностный конфликт возникает в силу того, что требования организации не
совпадают с личными потребностями, или когда к личности предъявляются противоречивые
требования;
• межличностный — самый распространенный тип конфликтов, это психологическое
столкновение людей с разными взглядами, темпераментом, ценностями. В свою очередь
межличностные конфликты делятся на горизонтальные (конфликты между сотрудниками одного
уровня) и вертикальные — между руководителем и подчиненным;
• конфликт между личностью и группой возникает чаще всего тогда, когда личность имеет
интересы и позиции, отличные от интересов всей группы;
• межгрупповые конфликты. Каждая организация состоит из множества групп
(формальных и неформальных), поэтому это прежде всего конфликты между формальными
группами, между организацией и неформальными группами.