Ресурсы сайта (1449 работ)
Использование закономерностей потребительского поведения в маркетинговой деятельности.
Изучение мнения населения путем анкетирования, расширенного интервью, проведения
фокус-групп (изучение мнения группы людей), телефонных опросов и т. д. может служить
источником информации для принятия решений прежде всего в отношении рыночных перспектив
и путей продвижения отдельного препарата или их группы. В то же время опросы, посвященные
изучению мнения о состоянии рынка в целом, позволяют взглянуть на него глазами потребителей.
Исследования аптечных продаж показывают, что около 85% потребителей совершают
покупки в аптеках по месту жительства, 8% — по месту работы, 11% не имеют особенных
предпочтений. При анкетировании покупатели иногда упоминают также аптечные пункты при
лечебных учреждениях, магазинах и супермаркетах, аптечные киоски в метро, аптечные сети и
даже "черный" рынок. Важное значение для потребителя имеет местонахождение аптеки, что
следует из ответов на вопрос: "Каковы важнейшие факторы при выборе места приобретения
лекарственных препаратов?". Обычно среди наиболее активно упоминаемых факторов, помимо
месторасположения аптечного учреждения, встречаются такие, как качество обслуживания,
минимальная стоимость препарата в данной аптеке, широкий ассортимент и возможность
получения дополнительной информации. Кроме того, определенная часть отечественных
потребителей иногда пользуется услугами специализированных аптек, а также время от времени
приобретает лекарства в вечернее и ночное время.
Таким образом, информация о среднестатистическом клиенте данной аптеки позволяет
руководству скорректировать подходы к формированию имиджа предприятия, структуру
ассортимента. Направленность маркетинговых исследований напрямую зависит от целей, которые
преследуют менеджеры предприятия.
Следует подчеркнуть, что зачастую изучение мнения сотрудников предприятия и
потребителей имеют весьма различные результаты. Например, персонал аптеки может быть
сориентирован в своей работе на достижение широты ассортимента, а потребитель — на
возможность получения качественного совета или на низкий уровень цен. Непонимание системы
ценностей потребителя ведет к низкой рентабельности аптечного предприятия.
Провести несложный социологический опрос среди своих постоянных клиентов в
состоянии любое аптечное предприятие. Это не требует значительных затрат времени и денежных
средств. Проведение полномасштабного маркетингового исследования, конечно, лучше доверить
профессионалам.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в современной экономике основной
составляющей успешности предпринимательства в сфере фармацевтического бизнеса является
выявление и удовлетворение запросов потребителей. Маркетинговые исследования их
предпочтений служат инструментом для реализации стремления любого аптечного предприятия
сделать из потенциального покупателя своего постоянного клиента.
Постоянное внимание к потребителю, понимание всех оттенков его желаний и настроений
— основной принцип аптеки, работающей на перспективу. Подобное внимание к потребителям
оборачивается повторными покупками, увеличением круга постоянных клиентов и наилучшей
формой рекламы — рекламы из уст в уста, от одних потребителей к другим. Платить за такую
рекламу уже никому не нужно