Ресурсы сайта (1449 работ)
Госстандарт РФ.
Стандартизация — неотъемлемое условие функционирования сферы обращения
лекарственных средств, один из основных механизмов обеспечения требуемого уровня качества и
безопасности продукции и услуг в интересах потребителя, применяемых во всех отраслях
народного хозяйства.
Поэтому разработка федеральных нормативов, требований, стандартов, классификаторов
становится одной из важнейших функций Минздрава России.
На конец 2002г. введены в действие 5 отраслевых стандартов: ОСТ 42-510- 98 "Правила
организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP);ОСТ 42-511- 99
"Правила организации качественных клинических исследований (GСP);ОСТ № 91500.05.0001-
2000 "Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения"; ОСТ № 91500.05.0002-
2001 "Государственный информационный стандарт лекарственных средств. Основные
61
положения"; ОСТ № 91500.05.0005-2002 "Правила оптовой торговли лекарственными средствами.
Основные положения".
В соответствии со ст. 14 закона "О техническом регулировании" и "Положением о
Госстандарте России" на этот комитет возлагаются функции по экспертизе и утверждению, учету
правил, норм и рекомендаций в области стандартизации, по созданию технических комитетов по
стандартизации, а также принятию программы разработки национальных стандартов, которая
будет составляться с учетом мнений и предложений Минздрава РФ и Минпромнауки РФ,
курирующего медицинскую промышленность. Разработка национальных стандартов насколько
важна, настолько и сложна, так как она должна заменить около 160 ОСТов, МУ, МРТУ, СНиПов,
приказов и рекомендаций, регламентировавших до настоящего времени сферу обращения ЛС,
многие из которых были приняты еще до 1990 г.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 252-р от 28 февраля 2003 г.
Госстандарт РФ должен представить в Правительство предложения о разработке общих и
специальных технических регламентов, а также национальных стандартов. Для обеспечения
выполнения основных положений закона "О техническом регулировании" приказом Госстандарта
РФ № 246 от 18 апреля 2003 г. создан Технический комитет по стандартизации "Лекарственные
средства" (ТК № 450) во главе с акад. РАМН А.М. Егоровым.
Основными задачами комитета являются:
подготовка предложений для включения в программу разработки технических
регламентов, утверждаемую Правительством РФ;
подготовка перечня нормативно-правовых актов РФ и нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти, которые подлежат обязательному исполнению до
вступления в силу соответствующих технических регламентов;
разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации и других
нормативных документов в этой области;
разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов
национальных стандартов; пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по
отмене стандартов;
экспертиза проектов, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а
также правил отбора образцов для их проведения, необходимых для применения технических
регламентов в сфере обращения ЛС;
унификация национальных стандартов РФ с национальными стандартами
зарубежных стран и др.
Следует отметить, что документы по техническому регулированию, включающие в себя
обязательные требования (т.е. технические регламенты и национальные стандарты), должны
соответствовать уровню научного и материально-технического развития страны, национальной
экономики. При этом техническое регулирование должно проводиться в соответствии со
следующими принципами (ст. 3 закона "О техническом регулировании"):
применение единых правил установления требований к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранению, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ
или оказанию услуг;
независимость органов по аккредитации и сертификации от изготовителей,
продавцов, исполнителей и приобретателей;
единые система и правила аккредитации;
единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении
процедур обязательной оценки соответствия;
недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля
(надзора) и органа по сертификации;
недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и
сертификацию;
недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля
(надзора) за соблюдением требований технического регламента.
Как отмечалось выше, в сфере обращения ЛС техническим регламентом по сути является
федеральный закон "О лекарственных средствах". Однако он был принят до вступления в силу
закона "О техническом регулировании", поэтому в него должны быть внесены изменения и
дополнения, отвечающие новым требованиям технического регулирования.
Технический регламент принимается в том же порядке, что и федеральные законы, с
учетом положений закона "О техническом регулировании", а его разработка является открытой и
публичной процедурой, причем принять участие в ней может любое лицо (ст. 9). При этом
технический регламент вступает в силу не ранее чем через 6 мес со дня его официального
опубликования. Другими словами, технический регламент в виде новой редакции закона "О
лекарственных средствах" появится не ранее 2004 г., поскольку его еще предстоит разработать,
затем вынести на рассмотрение в Правительство РФ, откуда он будет передан в Федеральное
Собрание (Парламент) РФ и соответственно в силу вступит через полгода после принятия.