Ресурсы сайта (1449 работ)
Государственное регулирование качества продукции и услуг.
Основная цель создания эффективной системы управления качеством ЛС и
фармацевтической деятельности в условиях аптеки — обеспечение возможности приобретения
потребителем доброкачественных ЛС и получения высококачественного лекарственного
обслуживания. Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие организационные
мероприятия: создать в аптечной организации вертикальную структуру управления качеством,
обеспечивающую качество ЛС и фармацевтической деятельности во всех подразделениях аптеки;
организовать процедуру приемочного контроля, обеспечивающую возможность выявления
некачественных ЛС при поступлении в аптеку; обеспечить оперативное получение документации,
объективной и исчерпывающей информации по качеству ЛС, а также сведений о забракованных и
фальсифицированных ЛС; организовать анализ и систематизацию данных о выявленных
некачественных и фальсифицированных ЛС; определить функциональные обязанности
уполномоченного по качеству; постоянно поддерживать необходимый уровень профессиональной
квалификации специалистов, осуществляющих фармацевтическую деятельность.
Своевременное получение каждой аптечной организацией достоверных и исчерпывающих
сведений о забракованных и фальсифицированных ЛС, подлежащих изъятию, представляет собой
серьезную и трудно решаемую проблему. Доставка информации Департамента государственного
контроля качества ЛС, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава РФ
об изъятии забракованных и фальсифицированных ЛС из аптечной сети на бумажных носителях
требует значительных временных затрат. Получение этих материалов в электронном виде, а также
доступ к информации, размещаемой на официальном интернет-сайте департамента
(www.regmed.ru) не для всех аптечных организаций возможны по техническим, финансовым и
другим причинам.
Вся полнота ответственности за деятельность аптечной организации в соответствии с
действующим законодательством возложена на руководителя аптечной организации. Ряд его
функциональных обязанностей непосредственно относится к обеспечению качества ЛС и
фармацевтической деятельности аптечной организации. К таким обязанностям относятся:
утверждение состава комиссии для проведения внутренних проверок на соответствие аптечной
организации требованиям ОСТа 91500.05.0007—03 Правила отпуска (реализации) ЛС в аптечных
организациях. Основные положения; определение периодичности таких проверок; организация
контроля за устранением выявленных нарушений и выполнением рекомендаций комиссии.
В соответствии с п. 5.1.3.5. Постановления Правительства Российской Федерации №323 от
30 июня 2004 г. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития на Федеральную службу по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития (далее – Федеральная служба) возложены полномочия
контроля за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью,
оборотом и порядком использования лекарственных средств (ЛС).
С 1 июля 2000 г. в России во всех организациях, осуществляющих производство
лекарственных средств и фармацевтических субстанций, началось поэтапное введение в действие
ОСТ 42-510—98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств
(GMP)». И хотя его внедрение предусмотрено на промышленных предприятиях, аналогичные
правила целесообразно было бы распространить и на аптечное изготовление лекарств, так как
некоторые аптеки (особенно больничные и межбольничные) по объемам работы сопоставимы с
небольшими производственными предприятиями. Частично элементы надлежащей
производственной практики уже используются при изготовлении лекарств в аптеках.
Важнейшим направлением GMP в условиях аптеки является обеспечение внутриаптечного
контроля качества лекарственных средств.
Контроль качества — все меры, направленные на обеспечение однородности выпускаемых
серий лекарственного средства, отвечающих установленным спецификациям в отношении
подлинности, количественного содержания, чистоты и других характеристик.