Ресурсы сайта (1449 работ)
Взаимосвязь и различие государственного управления и менеджмента в системе рыночных отношений.
Система взглядов на управление в фармацевтической отрасли во второй половине
прошлого столетия была детерминирована марксистской парадигмой экономического развития и
представляла собой элемент социалистического управления, основной целью которого было
обеспечение общедоступной, квалифицированной лекарственной помощи населению и лечебно-
профилактическим учреждениям. Основные принципы административно-командного управления
— субординация и координация. Закрытость страны определяла характеристики как
общероссийской, так и отраслевой среды. Основным фактором, на который ФМ должен был
реагировать, был спущенный сверху план. Темпы изменений в общероссийской и отраслевой
среде укладывались в пятилетние планы и позволяли ФМ успешно на них реагировать.
Организационная структура отрасли представляла собой сложную динамическую систему с четко
выраженной многоступенчатостью управления и наличием взаимосвязующих элементов [3].
В конце 70-х годов прошлого столетия в технологии ФМ начинают применяться
количественные подходы. На смену отдельным, разрозненным мероприятиям приходит
последовательная научно обоснованная комплексная система управления, в основе которой лежат
принципы системного подхода. На уровне учреждения ФМ был сконцентрирован на поиске
организационных ресурсов и ориентирован на внутренний потенциал организации [5].
Сложившийся к началу 90-х годов ФМ характеризуется жесткой централизацией всех
функций управления, вертикальной многоступенчатой организационной структурой,
административно-командным методом руководства. Основным критерием успешности ФМ
выступает исполнительность (четкое исполнение указаний сверху), причем главным образом по
количественным параметрам и календарным срокам. Реально осуществлять руководство ФО как
оригинальной совокупностью ресурсов не представлялось возможным. При этом основной
ценностью экономических субъектов фармации была производственная система показателей
(товарооборот, показатели рецептуры и производительность труда). Экономическая природа
менеджмента выражалась совокупностью планирования, хозяйственного стимулирования и
организации управления и была рассчитана на прирост трудоспособного населения, создание
дополнительных количественных мощностей фармацевтической промышленности и аптечного
11
сектора.
Роль creative destruction в эволюции ФМ сыграли новые условия функционирования ФО в
1991 г.
На фоне возрастающей неопределенности в деятельности ФО формируются отраслевые
особенности переходного периода [3]. Большая социальная нагрузка на ФО (бесплатный и
льготный отпуск лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения, реализация
наркотических и сильнодействующих ЛС, наличие производственных отделов), значительно
увеличивающая сроки оборачиваемости капитала, резкий рост ставок кредитования (в 1992 г. —
120%, в 1993 г. — 200%) привел к финансовому кризису большинство государственных и
муниципальных ФО.
Все это повлияло на ФМ, однако его модернизация на учрежденческом уровне стала
происходить путем полного или частичного копирования зарубежных систем управления. Это
привело к тому, что в период 1991 —1996 гг. в качестве моделей менеджмента выступали либо
традиционные командно-административные подходы, либо самостоятельно освоенные, зачастую
не адаптированные к российским условиям методы менеджмента.
За первые 5 лет реформ ФМ пережил эпоху массового сбыта, на что западно-европейскому
менеджменту потребовалось около 30 лет. Наиболее значимым вкладом начала переходного
периода был перенос приоритета с организационных мероприятий на достижения экономического
успеха при принятии основных решений в сфере управления и введение стратегического
планирования.